понедельник, 24 декабря 2007 г.

Инвестиции на три буквы

Классическая цель IPO — получение финансирования для развития компании. Вывод акций на биржу позволяет основным акционерам получить средства без утраты контроля над бизнесом. Кроме того, если организация намерена в перспективе привлечь стратегического инвестора либо осуществить слияние, публичное размещение позволяет провести адекватную рыночную оценку ее капитализации. «Фактор котируемости» добавляет до 20% к оценке стоимости бизнеса. Однако прежде чем воспользоваться преимуществами IPO, следует четко понять ограничения, риски и издержки, которые сопровождают процесс выхода на биржу.



На семинаре директор аудиторской компании «Эрнст энд Янг» Павел Лащенко назвал 7 предварительных шагов, которые нужно сделать до выхода на IPO или выпуск евробондов. Это:

— принципиальное решение собственника (государства);

— аудит за последние 3 года, как правило, у одной из фирм «Большой четверки», занимающих 75% мирового рынка IPO;

— получение индивидуального кредитного рейтинга от S&P, Fitch Moody’s;

— независимая экспертиза готовности выхода компании на мировые рынки капитала;

— выбор торговой площадки;

— наличие адекватных внутренних квалифицированных ресурсов по МСФО;

— выстраивание системы корпоративного управления (независимый совет директоров, комитет по аудиту и т. п.);

Пройдя этот этап можно приступать к планированию до 12 месяцев при наличии проаудированной отчетности по МСФО за 3 последних года. Затем привлекается инвестиционный консультант, который в дальнейшем будет помогать компании во всех необходимых процедурах, координировать действия всех участников процесса: андеррайтера, юристов и аудиторов, регистратора, брокера и др. Проводится финансовый и юридический due diligence, оцениваются будущие финансовые показатели. Разрабатывается система мотивации, направленная на увеличение стоимости компании, повышается уровень корпоративного управления и раскрытия информации. Затем осуществляется реструктуризация и оптимизация бизнес-процессов. Кроме того, в ряде случаев IPO является заключительным этапом развернутой инвестиционной стратегии, предполагающей планомерный переход от использования одного источника внешнего финансирования к другому.

Процесс подготовки компании к IPO занимает много времени и средств. Прежде всего это связано с раскрытием впервые достаточно значительного объема информации о бизнесе компании, ее собственниках, каждом шаге в прошлом, настоящем и будущем.

IPO нельзя назвать легким способом привлечения средств ввиду значительных временных и материальных затрат. Проведение IPO за рубежом может стоить от 400 тыс. до 2 млн. USD. «Предпродажная подготовка» компании может занять до 3 лет. Проведение публичного размещения не оправдано, если собственник не готов «раскрываться», консолидировать активы, менять менеджмент и разделять функции акционеров и руководства, переходить к проектному подходу в бизнесе. Кроме того, с точки зрения обеспечения достаточной ликвидности акций после IPO не имеет смысла размещать на бирже ценные бумаги менее чем на 70-100 млн. USD. Если такой объем размещения невозможен, то лучше рассматривать частное размещение или долговые инструменты. Крупный инвестиционный фонд, который меньше чем на 50 млн. USD в принципе себе позиций не открывает, не купит потенциально неликвидную бумагу.

Но как бы хорошо ни была подготовлена отчетность, отмечает директор ИК «Юнитер» Андрей Дерех, ее одной недостаточно. Инвесторам должна быть предъявлена долгосрочная стратегия развития предприятия и соответствующее качество бизнес-модели, способность наращивать выручку и стоимость компании. Ключевые факторы — внутренние: готовность акционеров к передаче части собственности неограниченному кругу инвесторов, к открытости, к большему вниманию со стороны прессы и регулирующих органов. Важно также соответствие ожиданий основных акционеров реалиям рынка с точки зрения справедливой оценки. И главному акционеру Беларуси — государству, так часто заявлявшему о высокой стоимости белорусских предприятий, которые нельзя отдавать задешево, придется играть по правилам свободного рынка, где у инвесторов есть лишь один приоритет — доход.

Впрочем, прежде чем говорить о планах и процедурах IPO за рубежом, следовало бы сперва разобраться с собственным законодательством. А оно сегодня, как подчеркнул на семинаре юрист Константин Михель, существенно осложняет обращение белорусских ценных бумаг. Начнем с того, что с точки зрения отечественного права эмиссия на зарубежных биржах считается внебиржевым оборотом. А эмиссионный доход и операции нерезидентов с белорусскими акциями и облигациями подлежат обложению налогами в РБ. Все это делает более выгодным выпуск ценных бумаг не напрямую, а через создаваемые за рубежом дочерние структуры. К тому же привлекать консультантов и посредников придется через тендер. Как его проводить и кто захочет в нем участвовать и можно ли отнести на затраты вознаграждения по таким услугам — отдельная тема.

Проведение IPO менеджменту компании следует рассматривать как проект, который требует определенной концентрации ресурсов. При подготовке к IPO важна координация действий всех участвующих сторон. Руководству предприятия придется столкнуться с новыми задачами. Менеджмент компании не только предоставляет информацию для ее форматирования в соответствии с общепринятыми требованиями, но и получает навык, необходимый для взаимодействия с инвесторами после IPO. Многие вещи, которые необходимо делать после IPO, для непубличной компании кажутся лишними, ненужными и нелогичными. Но вывод акций на биржу — только начало. Основным инструментом минимизации риска снижения котировок после размещения является четко налаженное взаимодействие с инвесторами: своевременное раскрытие информации, регулярные встречи менеджмента компании с представителями инвесторов и аналитиками, презентации финансовых результатов. Поэтому после IPO для компании начинается новая жизнь, когда за каждое управленческое действие, за каждое публичное заявление она отвечает перед рынком своей капитализацией. А это требует новой практики корпоративного поведения.

В штате предприятия, проводящего IPO, нужны новые должности, тарифно-квалификационным справочником не виданные: руководитель IPO-проекта, специалисты по стратегическому планированию, МСФО, корпоративным финансам, PR и IR, юристы, инвестиционные аналитики. Заметим, опыт и квалификация этих кадров нужны сразу, а зарплатой в рамках нашей тарифной сетки их не удержать. Впрочем, без внешних консультантов все равно не обойтись. Но и тут возникнет ряд проблем. Расходы, связанные с проведением IPO, — выплаты юристам, аудиторам, затраты на листинг, на road show и PR-поддержку, комиссии банков-организаторов. Всего до 7-10% от объема размещения. Стоимость организации IPO в значительной мере определяется рисками, которые берут на себя специалисты. Ведь им придется заверять потенциальных инвесторов, что их вложения будут доходными. В противном случае акционеры сурово спросят с банка, аудиторов и прочих соучастников за понесенные убытки. Все это никакими калькуляциями не обоснуешь, а на затраты разрешается относить только в пределах норм, установленных Указом № 380. Причем, несмотря на стремление поддержать отечественного производителя (особенно государственного), придется учитывать, что на западных биржах — от Варшавы до Нью-Йорка — регуляторы и инвесторы доверяют лишь тем консалтерам, которых знают.

После IPO инвесторы ожидают, что акции на бирже будут расти в цене. Что компания будет развиваться согласно заявленным планам и стратегии, соблюдать дивидендную политику, в срок и в полном объеме представлять отчетность. После IPO акции могут попасть как к частным лицам, так и к крупным компаниям, в т.ч. глобальным инвестиционным фондам. Интерес последних в значительной мере является индикатором перспективности того или иного фондового инструмента. Но такие фонды предъявляют наиболее серьезные требования к уровню подготовленности IPO, раскрытию информации. Это обеспечивает качество базы инвесторов.

После IPO к традиционным рискам любого бизнеса добавляются риски, связанные с ситуацией на фондовом рынке, со спекулятивной игрой, возможной скупкой акций в рамках недружественного поглощения. Ведь в ходе и после IPO акции могут переходить из рук в руки. Инстуциональных инвесторов нельзя обязать решать социальные задачи села, отобрать или запретить продавать акции. Если таким инвесторам что-то не по нраву, они выйдут из доли, обрушив котировки и, как следствие, рыночную капитализацию компании.

Подготовил
Леонид ФРИДКИН
http://neg.by/publication/2007_12_11_9135.html

Комментариев нет: